Как измерить действие нормативно-правового акта каждого вида?

    Ранее мы определили: Как обеспечить измеримость (оцениваемость) действия каждого нормативного акта?

    Но далее есть одна трудность в виде наличия разновидностей нормативно-правовых актов. Есть конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации, постановления правительства, приказы министерств, указы Президента, распоряжения правительства РФ, постановления правительств субъектов федерации и т.д.

    Как измерить (оценить) действие каждого нормативно-правового акта того или иного вида?

    Ответ прост. Нужно для начала классифицировать нормативно-правовые акты. Но по какому признаку? Что взять за принцип классификации?

    Для того, чтобы обеспечить измеримость, я предлагаю классификацию производить по признаку целевого назначения того или иного нормативно-правового акта. То есть исходя из того, для достижения какой цели выпускается тот или иной вид нормативно-правового акта.

    В любой системе есть три группы взаимосвязанных элементов:

    1. цель, для которой создаётся система
    2. процессы, которые обеспечивают достижение этой цели
    3. действия, правильное выполнения которых обеспечивает качественное функционирование процесса

    Пример - часы. Часы  - это система. Данная система имеет цель: информация о времени с отклонением от эталона в доли секунды в год. Для достижения этой цели нужно решить следующую задачу: обеспечить точный отсчёт времени. Для выполнения этой задачи в часах есть процессы: процесс подзаводки, процесс отсчёта времени и т.д. Ритмичное исполнение этих процессов обеспечивает достижение цели. Внутри каждого процесса есть действия, правильное выполнение которых обеспечивает качественное функционирование процесса. При этом всё должно быть чётко сбалансировано. Тогда часы будут показывать точное время, то есть время с отклонением от эталона в доли секунды в год.

    Государство - это тоже система. Внутри этой системы есть подсистемы. Соответственно, у всей системы есть: цель, для которой она существует и есть процессы, которые обеспечивают достижение этой цели, а также есть действия, правильное выполнение которых обеспечивает качественное протекание процессов. И у каждой подсистемы есть своя цель, свои процессы, у которых есть свои действия.  И от того, как задачи,  процессы и действия будут сбалансированы в системе и в подсистемах, зависит насколько хорошо будет функционировать государство.

    Отсюда и вытекает основная идея:

    1. одни виды нормативно-правовых актов должны регулировать цели системы
    2. другие виды нормативно-правовых актов должны регулировать цели процессов и сами процессы, протекающие в системе для достижения цели
    3. третьи виды нормативно-правовых актов должны регулировать правильность выполнения отдельных действий внутри процессов

    Такая классификация нормативно-правовых актов, позволяет заложить измеримость в них самих:

    1. действие нормативно-правового акта, устанавливающего цель, можно оценить по степени достижения этой цели.
    2. действие нормативно-правового акта, регулирующего процесс, можно оценить по степени достижения целей процесса и ритмичности выполнения этого процесса
    3. действие нормативно-правового акта, определяющего правила выполнения действий можно определить, по количеству зафиксированных нарушений этих правил

    Вторым классификационным признаком нормативных актов должен быть иерархический уровень субъектов, для которых устанавливаются цели, регулируются процессы, определяются правила действия.

    Если это высшие органы власти (президент, совет федерации, государственная дума, высший суда, конституционный суд и т.д.), то нормативным актом, устанавливающим  цели, регулирующим процессы, определяющим правила действия этих органов должна быть конституция.

    Если это органы следующего иерархического уровня, то нормативным актом должен быть конституционный закон.

    И так вниз по иерархической лестнице.

    В результате, можно получить следующую классификационную матрицу.

      Цели системы Цели процессов и сами процессы, протекающие в системе для достижения цели Правила выполнения отдельных действий внутри процессов
    Президент, совет федерации, государственная дума, конституционный суд и ниже Конституционный закон Конституционный закон Конституционный закон
    Администрация Президента и федеральные министерства, подчинённые Президенту Указ Президента Указ Президента Указ Президента
    Премьер-министр, высший суд, руководитель субъекта федерации, органы местного самоуправления, представительные органы субъектов федерации Федеральный закон Федеральный закон Федеральный закон
    Граждане, субъекты бизнеса Федеральный закон и/или Региональный закон Федеральный закон и/или Региональный закон Федеральный закон и/или Региональный закон
    Федеральные министерства, подчинённые правительству и ниже Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ
    Правительства субъекта федерации и ниже Региональный закон Региональный закон Региональный закон

    Эта примерная классификация гласит, что:

    • если устанавливается цель, которой должен обязательно руководствоваться Президент государства, то эту цель надо устанавливать Конституционным законом
    • если регламентируется процесс, в котором хотя бы в одном действии участвует Премьер-министра или правительство, то цели этого процесса и сам процесс должны регламентироваться Федеральным законом
    • и т.д.

    О блоге

    Блог создан для предложений конкретных мер по улучшению условий жизнедеятельности в России её граждан и организаций, исходя из их потребностей и чаяний. 

    ©2017 Спасти страну. Все права защищены

    Search