Как обеспечить измеримость (оцениваемость) действия каждого нормативного акта?

    В предыдущей записи мы говорили о том, что получить «хороший» нормативный акт можно, если обеспечить измеримость (оцениваемость) действия каждого нормативного акта.

    В этой записи мы разберём, как обеспечить измеримость (оцениваемость) действия каждого нормативного акта?

    Это можно сделать путём применения следующих правил:

    1. цель измерима – вводим нормативный акт, не измерима – не вводим
    2. цель и задача по её достижению должны быть зафиксированы в нормативном акте
    3. один нормативный акт – одна цель – одна задача
    4. название нормативного акта равно текстовому описанию задачи, ведущей к достижению цели
    5. под каждый нормативный акт обязателен один реестр регистрации событий для накопления статистики по действию нормативного акта
    6. внесение данных в реестр регистрации событий встроено в процесс исполнения нормативного акта
    7. реестр регистрации событий должен быть публичен
    8. каждый нормативный акт должен содержать порядок оценки степени достижения его цели

    Я утверждаю, что применение совокупности этих «простых на первый взгляд» правил приведёт к обеспечению измеримости (оцениваемости) действия каждого нормативного акта.

    Но каким образом?

    Сейчас разберём.

    Итак, правило: «Цель измерима – вводим нормативный акт, не измерима – не вводим». Данное правило, говорит о том, что если цель, ради достижения которой предполагается принять нормативный акт, нельзя чётко описать количественно или качественно,  то нормативный акт в принципе не должен порождаться. Ведь нельзя достичь того, что нельзя измерить. Как мы можем оценить достигнута цель или нет, если мы не имеем количественного или качественного её описания? С чем сравнивать в дальнейшем факт? Поэтому нужно ставить только те цели, степень достижения которых мы можем оценить, сравнивая факт с теми количественными или качественными целевыми результатами, которых мы хотели добиться. А эти результаты надо чётко сформулировать при введении нормативного акта. Если мы этого не можем сделать, значит, мы не определились с тем, чего хотим добиться. Но зачем тогда что-то предпринимать или заставлять других что-то делать? Ведь может оказаться, что в результате мы придём совсем не к тому, чего хотели добиться.

    Правило: «Цель и задача по её достижению должны быть зафиксированы в нормативном акте». Количественное или качественное описание цели (целевых результатов) должно быть внесено в водимый нормативный акт. Это обеспечит всех заинтересованных лиц информацией о том, чего хочется добиться путем введения нового нормативного акта, для чего он принимался. Дальнейшее сличение с этими показателями позволит всем чётко судить и убеждаться в том, действительно ли цель нормативного акта достигнута или нет, то есть работает он или нет. Нормативный акт также должен содержать одну единственную задачу, решение которой должно привести к достижению цели. Ведь достижения целей мы добиваемся путём выполнения необходимых для этого действий. А задача определяет то, что нужно сделать, то есть какое действие нужно совершить.

    Правило: «Один нормативный акт – одна цель - одна задача». Множественность целей в одном нормативном акте приводит к невозможности накопления статистики по нему, так как разные цели могут относиться к различным разрезам информации и сущностям, по которым нужно регистрировать события. Кроме того разные цели могут быть противоречивы друг другу.

    Правило: «Название нормативного акта равно текстовому описанию задачи, ведущей к достижению цели». Это правило позволит уже на уровне названия судить о том, для чего вводился нормативный акт и что нужно для этого сделать. Такое построение названия задаст контекст нормативного акта, придаст «дух» закону. И те, кто будет им руководствоваться будут уже на уровне своих ощущений понимать работает закон или нет. Так как будет достаточно легко сличить то, что происходит, с тем что декларировалось в названии нормативного акта.

    Правило: «Под каждый нормативный акт обязателен один реестр регистрации событий для накопления статистики по действию нормативного акта». Это очень важный и простой механизм для мониторинга работы нормативного акта. Реестр регистрации событий по нормативному акту, должен разрабатываться одновременно с разработкой самого нормативного акта. Он предназначен для сбора и анализа специальной статистики. При этом сбор статистики производится таким образом, чтобы удостовериться, что установленные нормативным актом механизмы в действительности обеспечивают достижение цели, для которой он предназначен. Исходные статистические данные для оценки степени достижения цели введённого нормативного акта как раз и должны регистрироваться, накапливаться и рассчитываться в соответствующем Реестре регистрации событий. Реестр регистрации событий должен разрабатываться под каждый нормативный акт и может носить индивидуальное название. Разработка нормативного акта без разработки соответствующего ему Реестра регистрации событий не допускается.

    Реестр регистрации событий:

    • является источником и хранилищем статистической информации о функционировании нормативного акта
    • ведётся по форме и в разрезах, установленных самим нормативным актом
    • является доступным для всех заинтересованных сторон в режиме чтения, то есть может быть просмотрен теми, кому это интересно и кому полагается доступ
    • размещается в Интернет в отведённом месте
    • администрируется лицами, указанными в нормативном акте
    • актуализируется лицами, инициирующими ту или иную стадию процедуры

    Форма Реестра регистрации событий утверждается нормативным актом, в котором:

    • присваивается индивидуальное название Реестру регистрации событий
    • определяются лица, для которых Реестр регистрации событий является доступным в режиме чтения, то есть может быть просмотрен ими
    • определяется место в Интернет, в котором размещается Реестр регистрации событий
    • определяется лицо, ответственное за администрирование Реестра регистрации событий
    • определяются лица, ответственные за внесение исходных статистических данных в Реестр регистрации событий

    По горизонтали Реестра должны регистрироваться те сущности, в отношении которых производится главное регулирующее действие нормативного акта. По вертикали фиксируются те события, которые происходят в отношении этих сущностей в рамках исполнения нормативного акта. В результате регистрации событий, фактически произошедших в процессе исполнения нормативного акта в отношении каждой сущности, происходит сплошное накопление необходимых статистических данных. Которые в дальнейшем позволят производить объективную оценку степени достижения цели введённого нормативного акта.

    Правило: «Внесение данных в реестр регистрации событий встроено в процесс исполнения нормативного акта». Это правило основано на одном из главных правил ТРИЗ «Задача на измерение – это задача на изменение». Которое означает, что надо так изменить или построить процесс, чтобы измерение происходило само собой, чтобы дополнительных процедур для измерения осуществлять не приходилось. В нашем случае это означает, что процедуры, заложенные в нормативный акт, должны быть построены таким образом, чтобы при наступлении определённых событий, определённое лицо вынуждено было внести в Реестр регистрации событий нужную информацию. А если оно этого не сделает, то это будет сразу обнаружено. Если действия по внесению данных в Реестр будут безусловно выполняться по ходу исполнения нормативного акта, то накопление данных будет происходить само собой. То есть специально их собирать не придётся. Это исключит необходимость в различных учётных, расчётных, отчётных и иных бюрократических процедурах, осуществляемых для измерения результатов.

    Правило: «Реестр регистрации событий должен быть публичен». Это правило говорит о том, что Реестр регистрации событий должен в обязательном порядке быть доступным для всех заинтересованных сторон в режиме чтения, то есть может быть просмотрен теми, кому это интересно и кому полагается доступ. Это позволит:

    1. организовать общественный контроль за исполнением нормативного акта
    2. обеспечить прозрачность бюрократических процедур
    3. оценивать на какой стадии находится та или иная сущность, на какой стадии остановилась процедура, каковы результаты прохождения отдельных стадий
    4. выявить «узкие» места и недостатки нормативного акта, его качество
    5. определять степень «избирательности» применения нормативного акта, степень одинакового (равного) подхода ко всем сущностям, в отношении которых производится главное регулирующее действие нормативного акта. Ко всем ли применяются одинаковые процедуры
    6. организовать «сплошной» надзор за исполнением нормативного акта
    7. и т.д.

    Правило: «Каждый нормативный акт должен содержать порядок оценки степени достижения его цели».  Согласно этому правилу, в нормативном акте должен в обязательном порядке присутствовать раздел «Порядок оценки степени достижения его целей». В этом порядке должны фиксироваться требования к Реестру регистрации событий, а также определяться правила, сроки и ответственные за выполнение задач по анализу накопленных в реестре статистических данных. Результатом этих задач должны быть контрольные карты, показывающие накопленные за прошедшие периоды статистические результаты и контрольные пределы (верхний и нижний) по определённым статистическим данным. Именно эти карты и должны показать степень достижения цели нормативного акта.

    Итак, только соблюдая указанные выше правила при  разработке нормативных актов, можно сделать их измеримыми, а, соответственно, исполнимыми и работающими.

    А теперь по каждому правилу подробнее и с примерами:

    Правило: «Цель измерима – вводим нормативный акт, не измерима – не вводим»

    Правило: «Цель и задача по её достижению должны быть зафиксированы в нормативном акте»

    Правило: «Один нормативный акт – одна цель - одна задача»

    Правило: «Название нормативного акта равно текстовому описанию задачи, ведущей к достижению цели»

    Правило: «Под каждый нормативный акт обязателен один реестр регистрации событий для накопления статистики по действию нормативного акта»

    Правило: «Внесение данных в реестр регистрации событий встроено в процесс исполнения нормативного акта»

    Правило: «Реестр регистрации событий должен быть публичен»

    Правило: «Каждый нормативный акт должен содержать порядок оценки степени достижения его цели»

    Учитывая то, что нормативно-правовые акты бывают разного вида: федеральные законы, распоряжения, постановления Правительства, Указы Президента и т.д., то возникает проблема: Как измерить действие нормативно-правового акта каждого вида?

    О блоге

    Блог создан для предложений конкретных мер по улучшению условий жизнедеятельности в России её граждан и организаций, исходя из их потребностей и чаяний. 

    ©2017 Спасти страну. Все права защищены

    Search